Протестная Калмыкия: путь борьбы за свои права через митинги и творчество
Протестные движения последних десятилетий в Калмыкии отражают широкий спектр тем и конфликтов, волнующих жителей республики, — от недовольства задержками зарплат, мэром города и текущей политической ситуацией до борьбы за права нации и самоопределение.
В этой статье описаны хронология и детали одних самых резонансных и важных протестов, прошедших в Калмыкии с 1990-х гг. Они олицетворяют историю гражданской политизации в республике, а также, разнообразие видов и форм протеста и адаптивность калмыцкого общества под условиями времени и обстоятельств.
1990-е гг.: оппозиционное движение, убийство Юдиной и протесты против Илюмжинова
В конце 1980-х гг., на фоне перестройки и ослабления советской власти, по всей стране, включая Калмыкию, начали появляться независимые антикоммунистические движения. Так, в 1989 г. был создан «Народный фронт Калмыкии», а уже в 1990 г. активисты начали организовывать акции против политики КПСС и монополии коммунистической власти.
7 ноября 1990 г. “Народный фронт” устроил демонстрацию на улицах Элисты, продолжая акцию, проходившую в остальных регионах. По мере движения колонны к демонстрации присоединялись сотни горожан, недовольных ситуацией в стране и республике. Вот как об этом рассказывает один из участников протеста:
«Тогда мы вышли с черными траурными повязками, как признание этой незаконной революции, в результате которой пролилась масса крови и пострадали очень сильно калмыки. Сначала нас было 30-40 человек, я шёл в передних рядах, а когда оглянулся назад, очень удивился, потому что увидел, как люди из толпы стали к нам присоединяться. И нас стало 200-250».
Собравшись на площади перед кинотеатром «Родина», протестующие выступили с критикой советской власти и политики КПСС. В акции принимали участие представители интеллигенции, ученые и деятели культуры. Несмотря на масштаб и политический характер мероприятия, власти и милиция не вмешивались, и митинг прошел мирно.
Спустя три года, в 1993 г., на пост президента Республики Калмыкия вступил Кирсан Илюмжинов. На этой должности он проработал в течение семнадцати лет вплоть до октября 2010 г.
Политический курс Илюмжинова неоднократно вызывал общественное недовольство в республике, особенно после заявления в 1994 г. об отмене Конституции Калмыкии, декларации о суверенитете и законе о гражданстве. Протесты против первого и единственного президента республики были одними из самых громких и продолжительных за последние тридцать лет в регионе.
Одной из главных противниц политики Илюмжинова была редакторка газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина, которая писала о коррупции и злоупотреблении власти, а также активно критиковала его режим. 8 июня 1998 г. тело Юдиной было найдено в пруду Элисты.
Спустя два дня состоялись похороны журналистки. На улицы города вышли жители Элисты, которые хотели проститься с Юдиной и выразить недовольство местной политикой. Воспоминаниями о том дне делится близкий друг журналистки Бамба (прим. имя изменено):
«Когда тело вынесли, была толпа народа. Площадь Ленина, промежуток между мэрией и гостиницей, всё было заполнено людьми. Они проклинали Кирсана. Из-за толпы движение остановили. Так сильно люди уважали Юдину».
Суд признал убийство Юдиной бытовым, проигнорировав требования расследовать его как заказное преступление. Убийцей журналистки оказался Сергей Васькин, бывший помощником Илюмжинова по правовым вопросам. Несмотря на протесты, справедливость так и не была достигнута, что только усилило среди населения недовольство режимом Илюмжинова.
Очередным поводом для общественного беспокойства, на фоне уже продолжавшегося социального напряжения политикой президента, стало проведение XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады в Элисте. Ряд неразрешенных социально-экономических проблем в регионах республики побудил людей снова выйти на улицы выразить свою позицию.
Так, 10 августа 1998 г. в Калмыкии прошел протест против политики Кирсана Илюмжинова и проведения шахматной олимпиады. В селе Приютное, находящемся в 100 км от столицы республики, собралось около 500 человек. Жители выразили недовольство задержками зарплат, отключением водоснабжения и социальными проблемами. Они, также, требовали отставки Илюмжинова и грозили перекрыть федеральную трассу, если их требования не будут выполнены.
Участники митинга написали открытое письмо Исполкому Российской шахматной федерации с критикой проведения олимпиады за счет республиканского бюджета, подчеркивая, что деньги на мероприятия выделялись в ущерб населению, а также приняли резолюцию с требованием отставки Кирсана Илюмжинова, представителя президента РФ в Калмыкии Вячеслава Бембетова и самого президента России Бориса Ельцина как «не обеспечившего права граждан России в Калмыкии и покровительствующего незаконному режиму Илюмжинова». Кроме того, протестующие напомнили о преследовании активистов и, в том числе, убийстве журналистки Ларисы Юдиной. Далее отрывок из открытого письма:
«“Лучший друг советских физкультурников” — И. Сталин строил каналы и ГЭС своего имени за счет дарового труда узников ГУЛАГа, “лучший друг российских шахматистов” — К. Илюмжинов строит Сити Чесс за счет дарового труда своих бесправных подданных — фактически заключенных собственного президента».
20 августа состоялась акция по перекрытию автомагистрали, на нее вышло более 500 человек. Вскоре после этого на родственников организаторов акции начали оказывать давление сотрудники правоохранительных органов.
27 августа в столице республики на центральной площади прошел пикет, организованный антипрезидентской оппозицией. В ней приняли участие больше 200 человек. Собравшиеся требовали отставки «незаконного президента» Илюмжинова и Бембетова, привлечения к ответственности чиновников, виновных в нецелевом использовании финансовых средств и заказчиков убийства Юдиной, а также формирования легитимных органов власти.
2000-е гг.: сопротивление Илюмжинову
В 2002 г. поправки в закон и решение Конституционного суда позволили Кирсану Илюмжинову успешно баллотироваться на третий срок. В декабре 2003 г. на выборах в Госдуму и Народный хурал Калмыкии «Единая Россия» набрала 54% и почти 99% голосов соответственно. Оппозиция, которая требовала отстранения Илюмжинова, обвинила власти в фальсификации, поскольку в парламент прошли только его сторонники.
8 декабря 2003 г. в Калмыкии началась волна митингов. Протестующие требовали отмены результатов голосования и отставки Илюмжинова. Вот как об этом рассказывает один из участников протеста Улан (прим. имя изменено):
«Мы знали об этих фальсификациях, потому что на многих участках были наблюдатели. Из районов приезжали возмущенные граждане, на избирательных участках происходили скандалы и драки. Но при этом прокуратура и милиция занимали сторону Илюмжинова».
Спустя два дня, 10 декабря, на площади столицы собралось уже около тысячи протестующих.
«Кто-то нашел огромную военную палатку, она натягивалась и внутри помещались 30 человек. Это палатку поставили на площади, а рядом варили калмыцкий чай. Была зима, холодно, поэтому люди жгли костры», – вспоминает Улан.
Вскоре к Дому Правительства подъехал и сам Кирсан Илюмжинов. Его тут же окружила толпа митингующих. Начались переговоры. По их окончании, Илюмжинов попросил дать ему время до утра на размышления.
«Когда мы вышли на площадь из кабинета Илюмжинова, митингующие разочаровались, что он не подал в отставку сразу. Около ста человек решило ночевать у площади, чтобы он (прим. Кирсан Илюмжинов) никуда не сбежал», – рассказывает Улан.
К утру ночевавших протестантов окружили полицейские. Люди на площади начали кричать в мегафон: «Граждане Калмыкии, собирайтесь на митинг в центре города!».
“Милиционеры растерялись, потому что они оцепили около ста протестующих, а вокруг них начала собираться толпа из трех-четырех тысяч человек», – делится воспоминаниями Улан.
Для дальнейших переговоров с митингующими к месту событий вылетела делегация полпредства Южного округа во главе с Виктором Казанцевым и замгенпрокурора Сергеем Фридинским. Между тем, от 200 до 500 милиционеров оцепили площадь перед правительством. В результате состоявшихся переговоров между Казанцевым, Илюмжиновым и оппозицией, было решено о двухнедельном перемирии. Также, Казанцев пообещал, что за этот период будет проведена проверка результатов выборов. Но конструктивных результатов не последовало.
«Через две недели стало понятно, что никаких мер в итоге не приняли. Было некоторое уныние, но надо было продолжать протестовать», – рассказывает Улан.
Оппозиционное движение продолжило протестную волну в разных форматах, чтобы привлечь больше внимания к проблемам республики и фальсификации выборов. Как рассказывает Улан, они устраивали “поход на Москву”, в рамках которого около 80 человек отправились на автобусах к Кремлю, и политическую голодовку с 30 участниками акции. Вот как он об этом вспоминает:
«Я семь дней голодал. Мы советовались и наблюдались у врачей, чтобы всё было нормально. Все относились к нам с поддержкой. Дольше всех продержался Басан, он голодал около месяца. На 23 сутки он попал в больницу, где его откачали. Это ни к чему не привело, но к нам стали приезжать корреспонденты, это появилось в печати”.
Следующий массовый митинг произошел в сентябре 2004 г., который собрал более 2000 человек. Подробнее прочитать о нем можно в материале редакции “Азиатов России”, написанном на основе статьи калмыцкого журналиста Бадмы Бюрчиева.
После волны протестов 2004 г. на площади Ленина, которая находится напротив Дома Правительства Калмыкии, власти установили Пагоду Семи Дней с буддийским барабаном, тем самым пытаясь придать месту религиозное значение, и поставили ограждения для предотвращения возможности проведения массовых протестов.
2010-е гг.: протесты против Трапезникова и первый в России онлайн-митинг
26 сентября 2019 г. Дмитрия Трапезникова назначили исполняющим обязанности главы администрации города Элисты по предложению главы Калмыкии Бату Хасикова и помощника президента России Владислава Суркова. Назначение вызвало общественное недовольство среди жителей Калмыкии из-за отсутствия связей Трапезникова с регионом. Более того, в прошлом он занимал руководящие посты в непризнанной Донецкой народной республике, что не могло не усиливать опасения элистинцев.
Назначение Трапезникова произошло без какого-либо согласования с самими жителями города, что только подлило масла в огонь социального напряжения относительно непрозрачности политических решений и было воспринято обществом как давление Кремля на национальную республику. Так об этом высказывается журналист Бадма Бюрчиев, один из организаторов протестов против Трапезникова:
«У него (прим. Трапезникова) не было российского опыта работы, юридически он не мог возглавлять Элисту. Правозащитник Семён Атеев это в судах доказывал, показывая ссылки, что у Трапезникова был поддельный диплом. И самое смешное, что по запросу суда нам ответил Кабардино-Балкарский государственный университет, что Трапезников за месяц отучился на магистра экономики».
Волна протестных движений началась с народного схода 29 сентября 2019 г. В центре столицы собрались жители города, чтобы требовать отставки Дмитрия Трапезникова. Власти проигнорировали требования горожан.
1 октября протестующие вышли на буддийский «молебен с элементами митинга» на Пагоде Семи Дней. На митинг-молебен собралось около 500 человек. Организаторы раздавали распечатанные молитвы, а участники митинга молились о благополучии города. Соорганизатор митинга и создатель бренда 4Oirad, Алдар Эрендженов так вспоминает о том дне:
«Митинг-молебен для меня был знаковым. Так как это было напротив элистинского Белого дома и мэрии. Это место, которое связано с протестами. Пагоду поставили для того, чтобы люди не собирались на площади после митинга 2004 года. И для меня было важно застолбить это место снова, дать месту политическую жизнь, чтобы площадь снова стала местом для субъектности».
Количество желающих присоединиться к протесту росло. 13 октября в центре Элисты на согласованный митинг вышло около 4000 человек, которые выразили недовольство не только назначением Трапезникова, но и, в целом, политикой главы Бату Хасикова. По словам журналиста Бадмы Бюрчиева, в сборе такого количества людей помогла активная агитация в социальных сетях и включенность молодого поколения в протесты. Так, все прямые эфиры митингов транслировались в режиме онлайн на странице 4Oirad в Инстаграме.
«У 4Oirad было довольно много подписчиков. И, естественно, это и была целевая аудитория: молодые активные люди, которым небезразлична судьба калмыцкого народа», – объясняет причину Алдар Эрендженов.
Протестная атмосфера накалялась. По всему городу были расклеены стикеры с Пагодой и надписью «Элиста – это наш город!», а из окон автомобилей звучала песня Дмитрия Шараева «Сертн, сергцхәтн хальмгудм!» (прим. перевод: «Просыпайтесь, возрождайтесь, калмыки!»), органично ставшая неофициальным гимном протестов.
27 октября на митинг вышло около 3500 человек. Протестующие выдвинули требования провести референдум о прямых выборах мэра, снять Трапезникова и распустить элистинское собрание.
«Мы старались поддерживать волну протестов, пока нам удавалось будоражить народ. Мы хотели передать энергию горожанам, чтобы они понимали, что это их город, что любой другой может точно так же организовывать митинг и требовать что-то от властей», – прокомментировал Бадма Бюрчиев.
Протесты продолжились. 17 ноября на очередную акцию вышло около 2000 человек. Участие в движении стало формой гражданской солидарности для жителей республики. Так, например, после того, как активисты стали получать штрафы и наказания в виде обязательных работ за участие в митингах, люди помогали собирать деньги на оплату штрафов и помогали с исполнением наказания, участвуя в уборке города с самими активистами.
22 декабря организаторы протестов провели первый в России онлайн-митинг в Zoom, который собрал около 2200 участников. О причине такого формата рассказывает Бадма Бюрчиев:
“Мы придумали такую форму, потому что все, кто готов был организовывать митинги, были уже привлечены к административной ответственности. Неоднократно. А там вышел закон, что за неоднократное нарушение статьи о «несогласованных» митингах в течение какого-то периода – можно выписывать стотысячные штрафы, либо привлекать к уголовной ответственности. Инициативу нельзя было терять, поэтому решили сделать так – в онлайне”.
2020-е гг.: продолжение митингов и творчество протеста
Волна митингов продолжилась и в 2020 г. Так, 5 января около 500 человек вышли на акцию, требуя отставки Дмитрия Трапезникова и главы республики Бату Хасикова, прекращения преследования активистов и возвращения прямых выборов. Спустя почти два месяца, 3 марта, несмотря на протесты, депутаты городского собрания поддержали Трапезникова, избрав его главой администрации города.
14 марта на митинг в Элисте вышло около 400 человек. Протестующие требовали исполнения закона о реабилитации репрессированных народов, отставки руководства и возвращения демократических выборов главы города.
Однако, в 2020 г. мир захватила эпидемия коронавируса. Пандемия, как рассказывают организаторы митингов, ограничила протестное движение. Любая заявка на митинг отклонялась властями по причине “эпидемиологической ситуации”. Протестующие могли участвовать только в одиночных пикетах. Но даже такие условия не останавливали жителей Калмыкии от выражения своей гражданской позиции.
«Протесты стали фундаментом для многих активностей, которые люди потом делали сообща. Например, участники митингов создали “наблюдательный полк” для наблюдениями за выборами 2021 года в Калмыкии. Митинги стали поводом пробуждения людей, что взбодрило калмыцкую общественную политическую жизнь. Энергия преобразовалась в конкретные действия”, – рассказал Эрендженов.
15 февраля 2022 г. Дмитрий Трапезников досрочно прекратил свои полномочия в связи с переходом на должность заместителем главы Правительства Калмыкии. “Хоть и фактически это было повышение, но люди добились того, за что боролись. — делится своим мнением Алдар Эрендженов. — Теперь его нет в мэрии Элисты”.
Опыт протестного движения в республике стал источником вдохновения для многих творческих личностей в Калмыкии. Деятели искусства присоединялись к духу гражданской солидарности, отражая политические события республики в своих творческих работах и выражая, тем самым, собственную позицию по важным для народа вопросам.
Одним из таких примеров стал рэпер Адьян Убушаев, известный под псевдонимом Bodong. Участвуя в протестах против Трапезникова, он, также, выпустил песню на калмыцком языке под названием «Харачуд» (прим. «Чёрный люд»). В песне звучат строки: “Өргә дотр суудг сәәчүд эс гиҗ харaчуд?” (пер. «Во дворце сидящие правители или черный люд?»), подчеркивающие разрыв между властью и народом.
В 2022 г. художница и режиссёрка Виктория Сарангова представила документальный фильм «Площадь Ленина. Элиста», который рассказывает историю главной площади столицы Калмыкии. В этом фильме Сарангова показывает, как общественное пространство стало отражением социально-политических и культурных перемен. В фильме использованы архивные кадры с протестов 2004 г. и 2019 г.
«У нас был цикл лекций про теорию пространства, и я вспомнила, как сильно изменилась Площадь Ленина в родном городе Элиста. Потом нашла статью Бадмы Бюрчиева про протесты 2004 года и продолжила исследовать, как эта площадь связана с историей Калмыкии. В 2019 году я собирала материал в национальном архиве и в библиотеке. Как раз в то время, когда вспыхнули протесты. И мне удалось присутствовать на почти каждом из первых протестов. Так и родился фильм. Изначально функция площади – гражданское собрание. Я считаю, что функция площади утеряна”, – рассказала Виктория Сарангова на фестивале молодого калмыцкого кино (Хальмг баһчудын кино) OiRADio.
Бренд 4Oirad, также, нашел вдохновение в протестах. В 2019 г. команда проекта выпустила лукбук под названием «Протестная осень Элиста 2019». В нем 4Oirad представили коллекцию одежды на моделях, позирующих на фоне протестных акций, тем самым, показывая связь моды с политическими событиями в республике. В марте 2022 г. бренд выпустил мерч “Нерусский” в ответ на агитационный билборд в центре Элисты с надписью “Я калмык, но сегодня мы все русские”.
“Мы – нерусские! И мы гордимся своим именем: Ойрат, Саха, Бурят, Татар, Башкорт, Эрзя, Хакас, Удмурт… Мы – граждане Российской Федерации, но мы не русские. Наши народы сталкивались с насильственной русификацией, христианизацией, запрещением языка и культуры, депортацией и геноцидом. И мы все равно не отрекаемся от своего имени”, – такой текст опубликовали 4Oirad с анонсом мерча.
текст «Азиаты России»