Поддержите нас
«Азиаты России» работают на благо наших регионов и людей, способствуя гражданской активности и сознательности. Ваша поддержка поможет нам продолжать это важное дело.
На четвертый год полномасштабной войны против Украины, в России продолжают работать иностранные компании, в том числе в добывающей отрасли. Одна из них — шведская Auriant Mining, которая добывает золото в Республике Тыва, а также оказывает «поддержку участникам СВО» через принадлежащую ей местную фирму.
О том, как шведской компании удаётся оставаться в России, имея бенефициаров из Европы и Великобритании — в совместном материале изданий «Азиаты России» и From the Republics.
В 2021 году Высокий суд Лондона рассматривал громкое бракоразводное дело бывшей модели Алеси Хаскелл и миллионера Престона Хаскелла.
Алеся Хаскелл, консультант по стилю из Беларуси, подала на развод в 2016 году. По итогам многолетнего разбирательства, суд обязал Хаскелла выплатить бывшей супруге более 5 млн фунтов (около 530 млн рублей), несмотря на его заявления о долгах и нехватке ликвидных активов.
Как же Хаскелл связан с добычей золота в Республике Тыва?
Напрямую. Это один из источников его обогащения.
Бракоразводный процесс пролил свет на реальные масштабы состояния бизнесмена. Адвокаты Алеси доказали, что Хаскелл по-прежнему богат и ведёт роскошный образ жизни — например, навещает свои виноградники в ЮАР и регулярно публикует фотографии оттуда в социальных сетях.
Британские таблоиды сообщали также, что бизнесмен называл свою теперь уже бывшую жену «gold digger» – «золотоискательницей», намекая, будто она вышла за него замуж и родила троих детей из корыстных побуждений.
«Плейбой с двойным гражданством»
В 2004 году, в столице Республики Тыва, городе Кызыл, была зарегистрирована компания «Тардан Голд».
Согласно уставным документам, ее материнской организацией была и остаётся компания Auriant Mining, зарегистрированная в Швеции. Иностранное происхождение «Тардан Голд» не скрывается — помимо наличия подтверждающих документов, представители компании открыто рассказывают об этом в интервью журналистам.
Престон Хаскелл владеет почти 52% акций Auriant Mining через кипрскую компанию Bertil Holdings Ltd.
Для Хаскелла добыча золота на территориях коренных народов России — один из главных финансовых интересов.
Будучи сыном американского магната, он жил в России с начала 1990-х и развивал бизнес-проекты, преимущественно связанные с недвижимостью.
В золотодобывающую сферу он вошел еще в нулевые: до покупки акций Auriant Mining, он был основным акционером New Mining Company, которая занималась разведкой и добычей золота в Забайкальском крае.
В 2008 году Хаскелл заявил: «За последнее десятилетие я установил контакты на высших уровнях российской политики и бизнеса и чувствую себя комфортно в этой среде. Мои американские предки многие годы занимались добычей угля в США, так что горнодобывающая отрасль у меня в крови».
Шведская газета Expressen описывает его как «плейбоя с двойным гражданством». Отказавшись от гражданства США, Хаскелл приобрёл себе паспорт государства Сент-Киттс и Невис в 2010 году.
Кроме того, Хаскелл является гражданином Швеции, что стало источником проблем для бизнесмена, когда власти этого королевства обвинили его в неуплате налогов. На сегодняшний день его долг перед шведской налоговой оценивается в 330 млн шведских крон (более 2,8 млрд рублей).
Кроме Хаскелла, владельцами и бенефициарами Auriant Mining являются, преимущественно, граждане стран Евросоюза и Великобритании. Например, 25% акций владеет шведский бизнесмен Пер Альгрен.
Совет директоров компании возглавляет британский лорд Питер Гринол, 4-й барон Дарсбери.
Золотая лихорадка
В первой половине XIX века в северной Азии началась золотая лихорадка: Российская империя позволила дворянам и купцам добывать золото на недавно «присоединенных» — а фактически захваченных — землях.
В 1857 году власти разрешили добычу золота в Тыве (тогда — Урянхайском крае), хотя формально край не входил в состав России. В то время разведку и добычу золота могли вести лишь российские дворяне и купцы, которые отправляли туда своих людей. Коренное население не имело право самостоятельно добывать и продавать золото — только участвовать в добыче под руководством колонизаторов.
Что касается сбыта золота, то оно свободно уходило в Россию или Китай, поскольку до 1928 года в Тыве не было органа, непосредственно контролирующего его добычу и продажу.
После аннексии Советским Союзом в 1944 году, в Тыве ещё несколько лет работали артели, которые могли сдавать добытое золото государству, но с 1960-х годов добыча золота окончательно перешла под монопольный контроль из Москвы.
Приход Auriant Mining в Тыву был редким для региона случаем появления иностранного инвестора после распада СССР.
«Обычно стратегические месторождения контролировались российскими государственными структурами или бизнесменами, а тут речь шла о частном зарубежном капитале», — вспоминает Эрес Кара-Сал, бывший депутат Верховного Хурала (парламента) Тывы.
По его словам, Auriant Mining поверила в перспективы России и рискнула вложиться в один из самых бедных регионов страны.
«Только в постройку инфраструктуры компания вложила около 4 миллиардов рублей, что, по меркам Тывы, являлось колоссальными инвестициями», — вспоминает Кара-Сал.
К 2020 году «Тардан Голд» стала вторым по величине налогоплательщиком в республике — в том году компания внесла в бюджет 177,6 млн рублей.
Впрочем, отношения как с местными властями, так и с населением республики у компании были не всегда гладкими. В 2019 году лицензия «Тардан Голда» была временно приостановлена из-за того, что компания не выполняла «необходимые мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду».
Спустя три года, Арбитражный суд Республики Тыва обязал предприятие выплатить 80 млн рублей — в том числе, за загрязнение почвы на территории одного из месторождений компании сульфат-ионами.
С местными же жителями отношения не заладились из-за того, что «Тардан Голд» долгое время предпочитала преимущественно нанимать приезжих из других регионов России.
В 2008 году местные СМИ писали, что жители Тывы составляли лишь 30% сотрудников компании. Эта цифра выросла до 59,6% к 2024 году, но критики внутри республики настаивают на том, что население Тывы всё равно остаётся в проигрыше.
Республика Тыва при этом занимает предпоследнее место в рейтинге регионов России по материальному благополучию и 79-е место — в рейтинге по уровню безработицы. 20,4% населения Тывы живет за чертой бедности — это предпоследний показатель по стране.
«Тардан Голд и подобные берут на работу только русских из-за Саян, наших не берут», — написал местный житель о компании «Тардан Голд» в паблике во «Вконтакте» в мае 2025 года.
После вторжения в Украину
«Наш совет директоров, когда вся эта ситуация начала развиваться, естественно собрался на внеочередное заседание», — так замгендиректора Auriant Mining по правовым вопросам Екатерина Бабаева описывает первые дни после начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
«Надо сказать, что наши директора в шведской компании — все тоже европейцы. Они посмотрели друг на друга, кивнули друг другу и сказали, что продолжаем работать: наши сотрудники там не должны пострадать, производство не должно остановиться», — продолжает она.
Этим рассказом Бабаева поделилась в длинном интервью ютуб-каналу Moscow Lawyers, которое она дала вместе с директором правового департамента компании Ольгой Шугаевой в августе 2024 года.
Собравшее меньше тысячи просмотров на момент публикации этого материала, интервью раскрывает внутреннюю кухню Auriant Mining — в том числе, как шведские владельцы даже не рассматривали вариант выхода из российского рынка.
Это отражает и пресс-релиз, который Auriant Mining выпустила 10 марта 2022 года — первое публичное заявление компании после начала полномасштабного вторжения.
В нём шведская компания использовала термин «военная операция в Украине», следуя нарративу российского правительства, которое называет вторжение в Украину «специальной военной операцией» (СВО).
Auriant Mining заявила, что добыча золота в Тыве продолжается без перебоев, поставки не останавливались, а весь запас, произведённый до конца февраля, уже продан.
Кроме месторождения в Тыве, Auriant Mining также добывает золото в Забайкальском крае, и владеет лицензией на разработку месторождения в Хакасии.
Ни одно из этих предприятий шведская компания не стала ни закрывать, ни продавать. В пресс-релизе только говорилось, что отныне всё золото компания будет сбывать внутри России.
«По мере появления новых санкций и контрсанкций полное влияние ситуации станет более очевидным в ближайшие недели. Компания продолжит отслеживать происходящее и принимать дополнительные меры по снижению рисков», — заключила компания в пресс-релизе.
Как показывают дальнейшие действия Auriant Mining и «Тардан Голд», все меры «по снижению рисков» со стороны этих компаний были нацелены только на сближение с российскими властями и их официальной повесткой — даже после того, как Евросоюз ввёл запрет на импорт российского золота летом 2022 года.
Дошло до того, что в феврале 2024 года директор «Тардан Голд» Вадим Халтаев получил благодарность от властей Республики Тыва за «оказание спонсорской помощи для нужд СВО».
«Помощь оказывалась действительно всесторонняя — содействие в доставке гуманитарных грузов на передовую […], приобретение транспортных средств и многое другое», — так описывало «благотворительность» со стороны «Тардан Голд» и других компаний Тывы местное издание Tuva Online.
Спустя восемь месяцев «Тардан Голд» получила ещё одну премию, связанную с вторжением в Украину — на этот раз дочка шведской компании заняла второе место в республиканском конкурсе «на лучшую организацию осуществления воинского учета»
Санкции?
Несмотря на продолжение золотодобычи на территории России и участие в поддержке российской армии, никаких санкций со стороны Евросоюза или США на Auriant Mining наложено не было.
По мнению журналистов специализированного издания Mining SEE, действия Auriant Mining могут подпадать под постановление Совета ЕС под номером 833/2014 — в нём ограничивается экспорт в Россию оборудования, которое может усилить её производственные мощности, в том числе в сфере добычи золота.
Однако журналистам «Азиатов России» и From the Republics не удалось найти доказательств того, что Auriant Mining ввозила в Россию какое-либо оборудование после 2022 года.
Компания оперирует в своеобразной серой зоне международного права — не продавая ничего за пределы России, она, на первый взгляд, ничего и не нарушает. Более того, Auriant Mining совершила так называемый «делистинг» — или выход — с биржи Nasdaq First North Growth Market, на которой она продавала свои акции до февраля 2025 года.
Антикоррупционный эксперт, директор центра «Арктида» Илья Шуманов подтверждает, что если компания не вывозит золото за пределы России, то и рисков попасть под санкции нет.
Эксперт также отмечает, что санкционные риски со стороны европейских властей маловероятны в целом: ЕС, как правило, не вводит санкции против компаний с европейской регистрацией.
«Американские санкции более существенны для этого проекта. Есть риск попасть под секторальные санкции, поскольку горнопромышленная деятельность попадает под повышенный риск OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США). Поэтому любая компания, работающая в отрасли добычи, может попасть под вторичные санкции (это санкции в отношении третьих стран и компаний, которые продолжают вести бизнес с Россией — прим. АР и FtR)», – считает эксперт.
Однако в 2024 году случились два события, которые могут свидетельствовать о попытках Auriant Mining всё же наладить международную торговлю — компания открыла филиалы в Сербии и Объединенных Арабских Эмиратах. Представители компании открыто об этом заявили в том же интервью каналу Moscow Lawyers, в котором они признали нежелание уходить с российского рынка.
Полное интервью Бабаевой и Шугаевой каналу Moscow Lawyers.
И Сербия, и ОАЭ регулярно фигурируют в списке стран, благодаря которым российским компаниям удаётся обходить санкции после 2022 года, однако самого факта регистрации там юридических лиц недостаточно для доказательства каких-либо нарушений.
Поскольку оба филиала Auriant Mining являются новыми, пока не зафиксировано никаких данных о том, чем они торгуют и в каком объёме.
Представители Auriant Mining не ответили на письменный запрос со стороны журналистов «Азиатов России» и From the Republics для этого материала.
Тем временем, Престон Хаскелл продолжает регулярно перемещаться между Европейским Союзом и Россией. Проживая в Италии, он совершает регулярные поездки в Россию и после начала полномасштабного вторжения.
Согласно информации из утечек, которую журналисты «Азиатов России» и From the Republics получили от коллег из Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), в феврале и марте 2023 года Хаскелл совершал перелёты между Москвой и Санкт-Петербургом, а в июле того же года прилетел в Москву из турецкого Бодрума. В октябре 2024 года и в ноябре 2025-го Хаскелл был в составе делегаций, которые встречались с главой Тывы Владиславом Ховалыгом.
«”Тардан Голд” выразил готовность поддержать проведение IV Международного буддийского форума в Туве, который пройдет в августе 2026 года. В рамках форума компания предложила пригласить в качестве особого гостя голливудского актера Стивена Сигала», — написала, в числе прочего, пресс-служба Ховалыга по итогам встречи 8 ноября.
Судебные процессы, связанные с неуплатой налогов, продолжаются у Хаскелла в Швеции по сей день — теперь он уже судится с компанией, которая оказывала ему финансовые консультации. Проиграв дело в окружном суде Стокгольма в начале октября, Хаскелл, согласно газете Expressen, рассматривает возможность подать апелляцию.
Пока шли судебные заседания, Хаскелл исправно их посещал, что позволило журналистам Expressen в сентябре 2025 года задать ему вопросы напрямую — в том числе о бизнесе в России.
«Инвестиции в России пока не принесли мне никакой отдачи. Надеюсь, однажды я всё-таки получу её и смогу выйти из проекта», — заявил Хаскелл, отказавшись при этом отвечать на вопрос об этической стороне ведения бизнеса в России на фоне вторжения в Украину.
Вместо этого, адвокат Хаскелла вмешался в разговор с журналистами и показал им на своём телефоне список иностранных компаний, которые продолжают работать в России:
«Вы можете найти там и другие шведские компании тоже»
Над материалом работали:
Редактор: Бектур Искендер.
А также редакторы и журналисты изданий «Азиаты России» и From the Republics, пожелавшие сохранить анонимность из соображений безопасности.
«Азиаты России» работают на благо наших регионов и людей, способствуя гражданской активности и сознательности. Ваша поддержка поможет нам продолжать это важное дело.